21-22 мая 2015 г. Международная конференция «Пересматривая профессионализм: вызовы и реформы социального государства»

Участники проекта «Межпоколенная социальная мобильность от ХХ века к ХХI» Ирина Тартаковская, Александрина Ваньке и Елизавета Полухина приняли участие в международной конференции памяти социолога Павла Васильевича Романова «Пересматривая профессионализм: вызовы и реформы социального государства», которая прошла 21-22 мая на факультете социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Секция Института сравнительных исследований трудовых отношений
Выступление И. Н. Тартаковской. Секция Института сравнительных исследований трудовых отношений. Фото А. Ваньке

Ирина Тартаковская стала со-модератором и докладчицей секции Института сравнительных исследований трудовых отношений (ИСИТО), которая объединила исследователей из разных российских городов, в 90-е годы проводивших совместные проекты по социологии труда с использованием качественной и количественной методологий. В своем докладе она представила результаты сравнительного анализа мотиваций и трудовых стратегий мужчин разных возрастов и с разным уровнем образования. В основу ее исследования был положен интерсекциональный подход, предполагающий изучение трудовых отношений на пересечении класса, гендера и этничности/расы. В результате были выделены группы мужчин, реализующих разные трудовые стратегии восходящей/нисходящей профессиональной мобильности в зависимости от возраста и наличия высшего/среднего образования.

В рамках секции ИСИТО с докладом выступила Ирина Козина, которая рассказала о факторах, регулирующих возрастные границы на рынке труда и создающих сегментирование по возрастному признаку. Она затронула важную тему стереотипов по отношению к возрасту и старению, которые описываются таким понятием, как «эйджизм». Согласно результатам исследования, разница в заработной плате мужчин и женщин, значительная в молодом и среднем возрастах, уменьшается перед выходом на пенсию. Так, ключевым фактором неравенства на рынке труда для представителей старших возрастов становится не гендер, а возраст работника.

Выступление Владимира Ильина и Марины Ильиной было посвящено методологии изучения профессии как индивидуальной жизненной колеи, которая представляет собой структурную предопределенность выбора социальной траектории. Они рассмотрели причины размывания колеи и депрофессионализацию, которая, по их мнению, характерна для современного российского общества с его системой высшего образования, разделенной на этапы обучения в бакалавриате и магистратуре.

Доклады Инны Доновой «Академический профессионал перед лицом реформ» и Марины Семиной «Вовлеченность преподавателя в стратегическое развитие вуза…» затронули проблему увеличения бюрократического давления на преподавательский состав со стороны администрации вузов в регионах и столичных городах в свете реформ высшего образования. В таких условиях преподавателям ничего не остается, как объединяться и вырабатывать стратегии по уклонению или коллективному сопротивлению.

Секцию ИСИТО характеризировали разнообразие докладов и схожесть подходов, ведь ее участники вместе с Павлом Васильевичем Романовым в 90-годы становились социологами и приобретали знания и навыки, которые не получишь в университете. Секцию отличали особая атмосфера, оживленная дискуссия, командный дух и взгляд социологов примерно одного поколения, которые профессионализировались в переходный период.

Секция Института сравнительных исследований трудовых отношений
Секция Института сравнительных исследований трудовых отношений. Фото И. Н. Тартаковской

Александрина Ваньке стала со-модератором секции «Ключевые элементы профессионализма в современную эпоху: специалисты между государством, рынком и гражданским обществом», которая объединила молодых исследователей, чьи доклады были посещены поиску связей между профессионализмом, социальной политикой и низовой активностью. По меньшей мере, три выступления секции, так или иначе, были связаны с темой рабочих профессий.

Максим Кулаев и Александрина Ваньке представили предварительные результаты проекта по изучению дискурсивных репрезентаций рабочих как социальной группы в российской печатной прессе. Они выявили консервативный и либеральный дискурсы, которые по-разному задействуют категорию «рабочие». Консервативный дискурс создает нормативный образ рабочих и стремится воспроизвести существующий социально-политический порядок, в то время как либеральный дискурс предлагает более разнообразные нестереотипные образы рабочих и репрезентирует их как людей, способных на самостоятельные коллективные действия, однако делает это так, чтобы привлечь читательскую аудиторию.

Анастасия Каравай в своем выступлении подняла проблему того, как рабочие относятся к сбережению ресурсов и каково их потребительское поведение. Основываясь на результатах количественного исследования, она пришла к выводу о том, что рабочие имеют страсть к демонстративному потреблению и чаще по сравнению с представителями среднего класса берут кредиты на приобретение модных гаджетов, бытовой техники, автомобилей, чтобы соответствовать моде и выглядеть стильными. Однако такое интенсивное потребление и низкий уровень планирования способствуют тому, что рабочие зачастую наращивают долги в ущерб своим сбережениям и оказываются за чертой бедности.

О специфическом социальном положении перкариата в российской системе трудовых отношений рассказала Елена Гасюкова, попытавшаяся составить портрет прекариев, к которым зачастую относят и рабочих. В числе выделенных ею характеристик оказались нестабильная занятость, скрытая безработица в промышленности, низкий уровень заработной платы, слабая социальная защищенность, ограничение возможностей воспроизводства профессиональных навыков, отсутствие прав представительства и другие. При этом прекарии колеблются между уровнем бедности и медианным уровнем доходов и не могут осуществить вертикальную социальную мобильность.

И еще одним сюжетом, подробно рассмотренным на секции, стало исследование Екатерины Бороздиной, связанное с изучением профессионализации через категорию «заботы» в рамках акушерской практики. Она рассмотрела вопрос образования альянсов между акушерками и врачами против государства, что является спецификой российского контекста, в отличие от ситуации, сложившейся на Западе и характеризующейся альянсом между акушерками и матерями против врачей, занимающих доминирующие позиции в процессе принятия родов.

Неформальная и дружественная атмосфера секции породила продолжительные диалоги между выступающими и слушателями, что позволило поднять и обсудить важные проблемы, с которыми сталкивается сегодня наше общество.

Елизавета Полухина стала со-модератором секции, посвященной методам изучения профессиональных групп и профессионализма. Эта секция условно была разделена на два кластера. Первый объединил начинающих исследователей – студентов, магистрантов, аспирантов, которые рассказали о промежуточных итогах учебных работ. Секция началась с весомого и обстоятельного теоретико-методологического доклада аспиранта Максима Прудникова, где он актуализировал Веберовское разделение между такими явлениями как профессия, призвание, профессиональное призвание и указал на возможные походы в интерпретации и объяснении этих категорий.

Среди практико-ориентированных докладов молодые авторы рассказывали о трудностях доступа в поле, особенностях собранных интервью и познавательных возможностях процедур обоснованной теории.

Секция Методы изучения профессиональных групп и профессионализма
Секция Методы изучения профессиональных групп и профессионализма. Фото Е. Полухиной

Второй кластер секции включал преимущественно доклады практикующих исследователей, которые рассказали о своих методических находках.  Роман Абрамов поделился предварительными методическими размышлениями об изучении профессиональной культуры технических специалистов. Евгений Терентьев рассказал о проекте Центра Внутреннего Мониторинга НИУ ВШЭ, направленного на изучение бюджетов времени академических сотрудников. Он актуализировал свое внимание на дневниковых и не-дневниковых   подходах, возможностях и ограничениях каждого из них. Было обозначено насколько проблематично измерить «временные издержки» многослойной и слабоструктурированной академической деятельности. Выступление Татьяны Сапрыкиной и ее научного руководителя Анны Пашкевич было посвящено результатам проективных методик, где авторы пытались изучить образ престижной работы. Рисунки показали, что молодежь воспринимает престижную работу ни в категориях характера деятельности, а  скорее в категориях ее результатов, выраженных в маркерах демонстративного потребления.

Добавить комментарий