Мы в Уральском поле

«Слепи порцию своих пельменей сам». Фото В. Семенова
«Слепи порцию своих пельменей сам». Фото В. Семенова
Индустриальный город ЕКБ. Фото В. Семенова
Индустриальный город ЕКБ. Фото В. Семенова

Нам крупно повезло. Судьба полевого социолога забросила нас в индустриальное сердце России – на Урал, точнее Средний Урал, в край, где мы никогда не бывали, но мечтали попасть.
Выезжая по маршруту Москва-Екатеринбург-Нижний Тагил для проведения глубинных интервью по проблемам социальной мобильности, мы, конечно, могли поручить проведение интервью нашим любезным партнерам из компании «Социум», но решили следовать уральскому принципу, как здесь говорят, «слепи порцию своих пельменей сам».

В реальности наша поездка оказалась кратковременным, но глубинным погружением в этнографическое поле наших респондентов. Мы увидели не отдаленный от столицы регион, а живой, насыщенный реальной жизнью в многообразными социальными гранями город: традиционно-индустриальный, где-то даже со следами «советскости», с большим количеством дымящих заводских труб и ритмом жизни индустриального города, и единственной транспортной веткой метро, которая ведет с севера на юг и перевозит заводчан от места работы  в жилые районы и обратно.

Самый высокий в Европе «Высоцкий». Фото В. Семенова
Самый высокий в Европе «Высоцкий». Фото В. Семенова

ЕКБ, как его называют, оказался культурно-продвинутым многоголосым городом, это глобалистический центр, культурный транзит между Азией и Европой, тянущий свои культурные щупальца как к Востоку, так и Западу, со знаменитой, говорят, самой большой и самый северной в Европе высоткой, названный благодаря горожанам в честь  знаменитого барда «Высоцкий».

Сам бард со своей гитарой непринужденно присел на загородку у входа в этот колосс, и сидит там вместе со своей музой Мариной Влади, оба отлитые из местного металла.

Напротив, на другой стороне улицы, расположился в подвальчике «Клуб пельменей», по-видимому, любимое место университетской публики, которое мы тоже полюбили, и с удовольствием отведали уральских пельменей, изготовленных из продуктов местного фермерского хозяйства, чем очень гордятся в этом заведении, и даже есть целая витрина местных вкусностей, которые готовят только из продуктов этой фермы. Там мы и позаимствовали этот лозунг уральцев – «делай свои пельмени сам».

Театральный ЕКБ. Фото В. Семенова
Театральный ЕКБ. Фото В. Семенова
Архитектурный ЕКБ. Фото В. Семенова
Архитектурный ЕКБ. Фото В. Семенова
Музей камнерезного и ювелирного искусства. Фото В. Семенова
Музей камнерезного и ювелирного искусства. Фото В. Семенова

Здесь классическое наследие соседствует с авангардом.  Пространство города плотно заселено памятью и памятными местами и музеями, связанными  с прошлым и именами известных  предшественников от Павла Бажова и Мамина-Сибиряка до музея Эрнста Неизвестного, Высоцкого и Президента Бориса Ельцина.

Естественно, есть музей камнерезного и ювелирного искусства, где малахитовая фигура Хозяйки медной горы в полный рост и призы со Всемирной выставки 1900 года в Париже соседствует с письмами Фаберже с просьбами переслать ему требуемые образцы уральских камней. Хотя, теперь, как говорят продавцы в сувенирных лавочках, своего малахита на Урале уже не осталось. Теперь его сначала привозят из Южной Африки, а потом уже местные мастера работают с ним.

«Биеннале индустриального искусства». Фото В. Семенова
«Биеннале индустриального искусства». Фото В. Семенова
Панорама Нижнего Тагила. Фото В. Семенова
Панорама Нижнего Тагила. Фото В. Семенова
В Нижний Тагил. Фото В. Семенова
В Нижний Тагил. Фото В. Семенова

А на другом конце центральной магистрали, носящей имя Ленина, расположился «городок чекистов» и его главное здание, по форме выполненное в форме серпа и молота – бывший дом чекистов, а потом гостиница, а теперь выставочный зал, где регулярно проходят международные авангардные презентации «Биеннале индустриального искусства», где нам посчастливилось побывать, обойдя 9 этажей инсталляций урбанистической тематики.

А потом мы погрузились в поле еще глубже, и рванули далеко на север, где уже вовсю хозяйничала зима, холод, камни – в сторону Нижнего Тагила. Нижний Тагил – исторически-традиционный город металлургов, где все подчинено ритмам металла. И даже современные скульптуры на улицах города выполнены из металлических конструкций, а производство  военных монстров стало визитной карточкой и  символом современного Тагила.

«Биеннале индустриального искусства». Фото В. Семенова
«Биеннале индустриального искусства». Фото В. Семенова
«Биеннале индустриального искусства». Фото В. Семенова
«Биеннале индустриального искусства». Фото В. Семенова
Фото В. Семенова
Фото В. Семенова

Образы и пейзажи нашего поля стали этнографической рамкой для восприятия рассказов наших респондентов о социальных переменах и стабильности, об истории их городов и семейной истории, их личностных планах на будущее. Главное – понять людей и  понять контекст их жизненного существования для целей нашего проекта.

Наша Александрина смогла погрузиться еще глубже, в самое сердце города рабочих, побывав в рабочем общежитие и проникнув за заводскую проходную нижнетагильского завода.

Виктория Семенова

Добавить комментарий